Предисловие

В феврале 2002 года я был в походе по Хибинам 2кс под руководством Николая Чуприка. Прекрасный край! И там родилась идея проехать по Хибинам и Кольскому на велосипеде летом. Людей, которые были в этом районе летом я не нашёл, зато нашёл замечательное описание Хибин на сайте ХИБИНЫ. Благодаря ему я получил представление о районе, дорогах, сложности перевалов. Постепенно план похода разросся до более глобального.

Первоначальный план похода

Ст. Хибины - р. Малая белая - ручей Ферсмана - г. Юдычвумчорр - пер. Зап. Петрелиуса - р. Петрелиуса - ПСС - оз. Гольцовое - р. Сев. Лявойок - пер. Центр. Лявочорр - р. Кальйок - Брод 2 - пос. Ревда - пос. Ловозеро - пос. Нивка - вдоль реки Воронья до пос. Туманный - пос. Большой Падун - пос. Териберка - вдоль берега океана до пос. Гранитный - Мурманск.

В плане изначально были трудности: Но пройти маршрут очень хотелось: Для меня это был абсолютно незнакомый, потому и притягательный край.
Несмотря на проблемы с жильём, которые свалились на меня за 2 дня до отъезда, я еду!

Ну вот началось...

Еду, еду, еду, еду я
Реки, степи, горы и поля...

Чиж & Co

В ночь с 28 на 29 благополучно сажусь в поезд и еду. Проводница относится к велосипеду нормально после его разборки.

29 июня

Поезд. Толпа народа из геофака - экспидиция на Белое Море. Аквалангисты.

30 июня

Билет у меня до Мурманска, но решаю, что выдти в Аппатитах лучше. Приезжаю в 7-30 в Аппатиты. Погода классная! Говорят вчера был жуткий ливень с градом, но сейчас солнышко, свежо и замечательно.
Не смог проехать до станции Хибины. Как я и предполагал дорогу перегородил комбинат. Поэтому еду по запасному пути через Кировск. 28 км асфальта. Вскоре после озера большой Вудъявр начинается грунтовка. Объехал малый Вудъявр справа между ним и хребтом. Там идёт хорошая тропа. Других путей не нашёл, а в одном месте меня пытались поклевать чайки. После малого Вудъявра сел обедать. Сейчас 35,4 км за 2-34. время 11-30.
Встал на ужин в 20-00. Прошёл ущ. Рамзай и пер. Зап Петрелиус. Это полный пинцет! Идти по тропе или не по тропе - пофиг. Сплошные камни и снежники. Ехать абсолютно невозможно. Велосипед везде приходится перетаскивать.

Даст бог победим, победим даст бог

Алиса

На Петрелиуса я смог взойти используя две ходки (в первую ходку несу велосипед и заплечный рюкзак, во вторую - велосипедный рюкщак). При этом начинал капать дождик и ползли серенькие тучи. Думал, если совсем накроет, придётся прям под перевалом и отсиживаться, благо хороших больших камней там много. Надежды оставались на приятный спуск... Но там было так же. Вначале крутой спуск до озера по снежникам и камням. Его я пролетел быстро, а вот дальше - идти по долине по едва заметной тропе, по камням с постояными бродами и в 2 ходки - мягко говоря трудно :) Я шёл, наверно 1 км/час при этом расходовал огромное количество сил. Собирался дойти сегодня до оз. Гольцового, похоже буду там завтра к обеду. После ГЗЛ стали ещё мешаться деревья, но зато улучшилась тропа. И я вконец задравшись встал на первой попавшейся стоянке. Вот с чем нет проблем в Хибинах - так это с водой и дровами (последнее только летом). Сейчас, вечером, хорошая погода, тучки подрассосались немного. И, мать его, полярный день и комары. Поужинал, настроение улучшилось и я завалился спать.
Озеро Большой Вудъявр Всё ещё впереди Первый обед Речка По пути на Рамзай Возле седловины Возле седловины Озеро под З. Петрелиусом Ужинаю Ужинаю

1 июля

Ночью шёл небольшой дождик. Под утро вроде всё ОК, только серые тучи над горами... Выехал в 9-30. Вскоре я поверил, что велосипедный рай бывает. Хорошая вездиходная грунтовка с одним бродом и я за 1,5 часа доехал до ПСС (макс. скорость 37 км/час). На базе глухо - только собака Норд и один ПСС-ник, который не смог мне сказать прогноз погоды (хотя на сайте написано, что они знают прогноз)... Я полетел дальше к озеру. Дорога замечательная, немного под уклон. Пара бродов и я у оз. Щучье. Дорога уходит по воде вдоль берега Щучьего, а брод надо искать уходя по тропинке левее в сторону речки и потом вдоль речки до оз. Гольцового по песчанной косе. В конце косы - брод. Не очень глубокий (0,5 метра) и не широкий (где-то 10 метров). Дальше дорога идёт по песчанному берегу. Ехать на байке почти невозможно, да и не охота. Хочется идти босиком, на камушки острые, неприятно. Вид красивый, озеро успокаивает, светит солнце %). Устья двух речек, что впадают в озеро с востока (Лявойок и северный Лявойок) разветвляются на несколько проток, поэтому приходится несколько раз переходить вброд. Броды неглубокие и неширокие. После последней протоки ручья северный Лявойок метров через 200 уходит дорога направо - она ведёт под перевалы Лявочорр. Туда я и еду. После вчерашних геморов - это рай %-) Но рай долго не бывает. Через пару километров по дороге течёт речка, а тропинка рядом еле видна и она узкая для двоих (человека с рюкзаком и велосипеда с рюкзаком). Для велосипедиста - это мука, хотя пеший здесь бы пробежал. Сажусь здесь обедать. Как и вчера во второй половине дня начинает портиться погода. (она вообще в Хибинах переменчива как женщина). После обеда двигаю дальше. Метров через 200 дорога уходит в сторону от ручья и всё нормализуется. Иногда даже можно ехать в седле. А погода чем дальше, тем хуже. За пару киллометров до моего перевала Ц. Лявочорр я его увидел и несколько прифигел. С виду - отвесная стенка с двумя кулуарами, забитыми снегом. Наверно он н/к, когда с него полностью сойдёт снег... Судя по описанию там 30-40 градусов (на внешний вид - больше). В описание же написано, что зимой (когда там снег) желательны кошки и обязательны ледорубы. У меня же их нет, зато есть велосипед. Пер Сев. Лявочорр выглядит куда прятнее, но за ним мне нечего делать... А за Центральным - есть! Погода портиться и я в быстром темпе сбрасываюсь к ГЗЛ и натягиваю тент. Взял карты и описания и стал думать, что делать. Я решил, что Ц. Лявочорр мне не взять, а за Северным делать нечего, так что надо двигать назад. Что я и сделал, благо дождик перестал. Доехал до Гольцового, нашёл стоянку и встал в 18 часов. Решил завтра ехать до ст. Имандра и дальше поездом до Мурманска, оттуда в Териберку - на океан. Проехал сегодня 29 км за 3-40. Блин, начинается дождь, хорошо, что уже поужинал.

Заколебал ты!

Дискотека Авария

P.S. От комаров не помагает даже ветер. Я стою сечас на пригорке над речкой - им пофиг. Они, похоже, научились летать против ветра. Зато хорошо спасает одежда: носки "Meander", изотермик, самосбросы, накомарник и рабочие перчатки. Голых частей тела практически нет, хотя эти скоты прокусывают через перчатки. Есть ещё слепни, но их пока мало. Химию применял пару раз. У меня три разных средства - все примерно одинаковые. Хватает примерно на час. Довольно тепло. Днём, на солнце, вообще пекло, даже в горах. Спать приходится в спальнике и с накомарником на лице - комары, но в нём жарко.
Возле брода ПСС Обед одинокого туриста Отдыхаю Погнул сосну

продолжение 1 июля

Лёг в спальник и понял, что заснуть в ближайшие часы не смогу - спать вообще не хочется. Либо от напряжения, либо потому что светло. Решил не тормозить и ехать дальше. Собрался и понесся. Через пару километров приехал к броду через речку Куна. В этом месте хорошая грунтовка уходит в офигенный поток воды метров 20 шириной и где эта дорога появляется на другом берегу - не совсем понятно. За 700м до брода я видел развилку на 3 дороги. Решил исследовать их.

Кругом тайга, а бурые медведи...

Чиж & Co

Ливая из них приводит к броду, средняя через 3 км привела к поляне с машиной "Нива" и никаких людей. Тупик. (вообще в этом районе я видел пару мотоциклов и одну машину, но ни одного человека). Поехал по правой дороге. Она шла на северо-восток и я уже было думал обходила массив Хибин с севера и выходила куда-нибудь в район Ревды или Брода-2. На ней тоже вскоре развилка, но оба варианта через пару километров приводили к полянам с бутылками и остатками жизнедеятельности. Дальше эти дороги продолжались в виде хреновых тропинок, что меня совсем не устраивало. Встретилась пара разрушеных домиков и стреляные охотничьи гильзы. Похоже сюда ездят охотники поквасить вдали от жён :-). Тут я встретил и следы настоящего животного: на дороге были свежие отпечатки когтистых лап размером сантиметров 10 в диаметре. Немного испугался и поехал обратно к броду. Решил пройти брод по новой методе - вначале с велосипедом а во вторую ходку с двумя рюкзаками. Нашёл палку, взял байк на плечо и пошёл. Через 5 м меня чуть не смыло нафиг! А это ещё далеко не фарватер. Вернулся, оставил байк и попробовал второй раз налегке. Тот же результат, блин. Этот брод разве что на танке переезжать. Делать нечего - все пути заткнулись, надо ехать в Кировск. Может ещё на океан попаду. Доехал до устья северного Лявойока и встал на ночь на берегу озера в 22-30. По берегу довольно много милых стоянок. Проехал за эту поездочку 22 км за 2-20. Долго не мог заснуть из-за комаров и жары в спальнике. Пропотел весь.
Лесотундра Сосна Полночь

2 июля

Проснулся часов в 5 из-за дождя и сильного ветра. Другого берега озера не видно - косяк, подумал я. Дождь вскоре перестал, но тучки сгущались. Через час мимо пролетел УАЗик Питерцев. Я решил, что пора и мне рвать когти... Не завтракая собрался и рванул. Броды пролетел не притормаживая. Через пол-часа увидел УАЗик. Он сел всеми колёсами в песок и окопался. Народ пытался вытащить его ручной лебёдкой за берёзку. Я понесся дальше, благо дорогу хорошо знал. УАЗ похоже сел хорошо, меня он так и не догнал. Пролетел ПСС и поехал дальше на Кукисвим - типа самый простой перевал. Осмотрел останки геологического поселения и - дальше. Но тучки-то шли как раз с Кировска, т.е. навстречу мне и самое хреновое было ещё впереди. За несколько км до перевала подул сильный ветер в морду так, что по ровной я еле крутил педали, а в самую слабую горку шёл. Вскоре начался дождик, а к перевалу совсем похолодало, запахло зимой и шёл уже скорее мелкий град с сильным ветром навстречу. Я ругался страшно матом, где же этот перевал, но и это не помогало. Наконец что-то похожее на вершину перевала, но я замёрз и промок насквозь. Вниз ехать тоже непросто - ветер и дождь не ослабевают, дорога стала похуже. Приходится несколько раз переезжать броды - но мне уже всё паралельно и я даже не притормаживаю. Только возле первых домов становится лучше ( развиваю на грунтовке 38 км/час! ) Доехал до остановки, одел сухие вещи - немного полегчало и поехал к Кировску. Встретил по дороге столовою (думал давно мёртвую) встал под козырьком и пережидаю дождик. Смотрю, а в столовой свет и расписание работы на двери - итить! она работает, но откроется толко через час. Я попросился во внутрь и замечательные работницы меня впустили погреться, напоили чаем, а потом и дали пообедать ещё до открытия (и всего за 34 руб). Я ожил, расспросил как доехать до Аппатит и поехал на автобус (ехать на велосипеде не было никакого желания). Автобусы ездили херова и пришлось ехать через Кировск (на 1-м автобусе) а оттуда (102, 105 или 106) доехал до Аппатит. Уже в самих Аппатитах недалеко от вокзала у меня разваливается задний переглючатель. Замотал его кое-как изолентой и доковылял до вокзала. Похоже это судьба (точнее не судьба пройти поход). Решаю не геммороиться и не ремонтировать байк и ехать в Москву. По счастью оказывается последний билет на 15 поезд. Уезжаю ночью, делать нечего. Похавал в знакомом буфете, попил пива и вот сижу на вокзале, пишу мемуары. Проехал за сегодня 35.3 за 3-40. Сдам щас вещи в камеру хранения и поеду прокачусь по городу...
Аппатиты оказался красивым, приятным городком. Вокруг лес, несколько парков.
Дождался поезда, сел без приключений, проводница повозмущалась для порядка и успокоилась. В купе ехали тётки-челноки на Черкизовский рынок. Еду, слушаю их байки, попиваю пиво...
Красива природа Хибин! Прорвало!

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

28 июня - 4 июля 2002 года

В течение всего похода мне очень помогали песни "Алисы", "Чижа", "Дискотеки аварии" и "Высоцкого". Спасибо им! %)
Думаю на следующий год сделать вторую попытку сходить летом в этот район (возможно пешком, а не на велосипеде). Приглашаются желающие ( я ходил один не по идейным соображениям %) )!

По любым вопросам со мной можно связаться по мэйлу.