Горная Секция МФТИ

По перпендикулярам

Отчёт-воспоминания участника похода С.Барабанова

Дорога, заброска

Все походы начинаются с дороги - наш был не исключение. Трое суток в поезде испытание не для слабонервных, тем более боковые места плацкарте по разным вагонам. Как оказалось не зря нам дали с Мишой билеты в разные вагоны при том, что брали мы их с разницей в два часа, поскольку трое товарищей решили почему то доехать лишь до Барнаула, хотя надо было до Бийска. Эту проблему они легко решили докупив на полуторочасовой остановке билеты в общий вагон Барнаул-Бийск, который прицепляли к московским более комфортабельным вагонам. Где-то на подъездах к Барнаулу стало подпекать солнышко, последний день в поезде стал нашим первым испытанием. Тогда я ещё сказал "А вдруг такая погода будет весь поход", на что Колян ответил "Не переживай, в горах погода может быть перпендикулярной этой".

"Бийск-Алтай-Тур" принёс неприятный сюрприз, решив по полной катушке раскрутить на бабло "москлей", то бишь нас. Все предварительные телефонные договорённности о более дёшёвой заброске (в 50%) за счёт выброске своих "налазившихся по горам" товарищей оказались "пшиком". Всё было предствлено в свете, что типа они нас не поняли и что ваще уже машины порожняком съездили туда-обратно. В общем, ребята!!! Не связывайтесь с этими КАЗЛАМИ!!! В Бийске на вокзале вас будут ждать ещё куча других маршруток по меньшей цене!!!

9 часов в Газели Приехав в 1 часу ночи на базу "Белый Кречет" в посёлке Тюнгур мы не смогли найти своих товарищей, отмотавших уже две недели, и залегли спать под большим шатром. Сквозь сон не в тему врывался громкий голос Михисора. Оказалось их палатки стояли прямо напротив этого самого шатра. Сборы
9 часов в Газели
Сборы утром

День 1ый

Начало похода началось часов в 15 с поездки на "форде-пирожке" и "ниве" вверх по долине Кучерлы до моста на левый её берег, поскольку ну влом нам было идти по грунтовой автомобильной дороге 7 км. Тропа по лесу медленно поднималась забирала вверх, подъём хоть и долгий, но не утомительный. Сильно отставал Шварц, которому нисколько не дали передохнуть от первого похода. Долго шли... Настолько долго, что последние 500 метров, 100 из которых был спуск по траве шли по темноте с тиками. У народа ещё хватило сил на гитару, под которою так сладко засыпалось.

Посадка Высадка По лесу
Посадка у турбазы Высадка у моста По лесу

День 2ой

День второй шли вверх и вверх. Лес, камни, лес, кусты, болото, камни...

Идём... Первое озеро Первые потери

День 3ий

На третий день подъём продолжился. К обеду вышли на перевальный ледник, пить хотлеось очень много. Напившись на очередном привале воды вверх я пополз... именно пополз, делая передышки каждые 10 шагов, посольку дыхание перекрывалось. К обеду вышли на перевальный ледник, где мне окончательно похеровело... закружилась голова и еда пошла обратно через то, от куда попала. Чупа настоял на том, что здесь поставить палатки и остаться на ночь. И мы смотрели в спины удаляющейся на перевал Зап. Абиак группе Михисора. Через 2 часа начался дождь, неспеша поужинав, легли спать.

Водопады Идём... На леднике
Водопады Идём... На леднике. Место ночёвки.

День 4ый

Перевал Зап.Абиак Утром было значительно лучше, но голова ещё была мутноватой. С тяжёлой одышкой я залез на перевал, на спуске нас поджидали камни... много камней. В этот день начался моросящий дождик, тогда мы ещё не предполагали что начало местного сезона дождей. И опять камни, точнее каменоломни вдоль реки Иолдо. Тропа
Перевал Зап.Абиак
Тропа... :)

Самое интересное, что мы шли по тропе!!! что же творилось где не тропа?!?! Вообще день 4ый и день 5ый у меня как-то слились в голове в один день. В первой версии отчёта это и был один день. Что было в один день, а что в другой различаю плохо.

День 5ый

Первую половину дня мы блуждали по лесам в поисках тропы тропы подходящего направления в сторону Иолдо. Алтайская тропа - это не тропа на Кавказе - это просто место по которому хоть кто-то недавно прошёл и остались от этого следы типа примятой травки. Стрёмный брод по двум брёвнам на выходе с которого очко всё-таки сжималось на минус.

Я отставал от общей массы группы, на подступах к обеденному месту заметил двух человек пробивающихсмя по травянным зарослям выше меня двух человек, те тоже меня заметили - даже что-то покричали. Минут через 5 после меня они подошли к нашим рюкзакам - это оказались два чеха - Ян и Томаш. Ян очень хорошо умел разговоаривать по-русски, Томаш же по-видимому ни одного слова не знал. Так наша группа на два дня увеличилась с 6 человек до 8ми.

Ян - студен 1го курса, будущий чешский геолог мечтающий работать в Ханты-Мансийске. Длинную и большую каменную морену решили обойти сверху - траверсируя травянистый склон выше камней. Была большая надежда, что именно там идёт хорошая тропа, но мы забыли, что это не Кавказ! Тропы никакой не оказалось, а мы получили 2 часа тяжёлого для ног траверса. Выход гна камни рассматривался уже за счастье! Бодро прыгая по только что подсохнувшим камешкам почти успели спуститься с них, когда опять закапал дождик. Врямя уже было к 7ми часам, в 100 метрах от камней на хорошей ровной травке оказались хорошие стоянки.

Замечательные стоянкиЗамечательные стоянки на р. Иолдо Сев.

Поставили три палатки, растянули тент и дождик как по приказу усилился. Через 40 минут к нам подошла группа (смешанная как и мы из разных городов) со встречного курса. Долго убеждать, что дальше им идти не стоит их не пришлось, так наш лагерь увеличился ещё на две палатки. Чистый "С" был в тот дождливый вечер в тему. Ян долго расспрашивал Чуприка про походы по России и проявлял удивительную хорошую осведомлённость в географии нашей бескрайней родины и соседних стран бывшего СССР. Он знал все горные районы, их расположение, специфику и т.д. У чехов оказались теже карты, но в отличие от наших они были цельными, а не распечатками кусочками на А4 и, именно, на цельной карте стала очевидной связка перевалов Иолдо и Иолдо-Айры и её приемущество перед запланированным пер. Джалома и хождением по долинам без троп. Стемнело. Все стали постепенно расходились - у чая и горелок оставались только самые настойчивые - Шварц, Я (Хомяк), Костян и Ян. Через некоторое время из нашей палатки, где спалия чета Чуприков и я стали доноситься громкие стоны, которые стали слышны сквозь шум дождя. У Коляна разболелся живот. События развивались по нарастающей, боль усиливалась - усиливались стоны, перерастающие в крики, таблетки не действовали. Врямя шло, а боль не проходила, ситуация переросла в проблему, которую необходимо было решать, на общем собрании было решено рано утром, если боль не пройдёт нести руководителя до ближайшего поста, где есть лошади - сутки пути. Ночью ни одна из пяти палаток не спала, поскольку крики Коли превышали шум дождя и реки.

День 6ой

В 6 утра боли у нашего руководителя подутихли, на улице шёл дождь, всё небо было плотно затянуто. До 12 часов провалялись по палаткам. Как только дождик взял передышку, мы начали собираться и готовить обед. Через полтора часа группа в 8 человек вышла в направлении перевала Иолдо.

Туча на перевале Иолдо На перевале нас ждала туча, видимость в которой не превышала 5 метров перед собой, и если бы не Костя ходивший эту связку неделю назад в качесвтве руководителя горного похода 1 к.с., то, могли бы и не выйти на Иолдо-Айры. Место ночёвки под перевалом Сочи
Туча на перевале Иолдо
Место ночёвки под перевалом Сочи

Время было около 6 часов вечера, чехам надо было спускать в долину и они решили остаться на ночь на перевале, а мы пошли траверсом по большому леднику в направлениии перевала Сочи. Его название не могло не внушать надежды, вспоминалось южное черноморское побережье, пляжничество... Удалось найти небольшую каменную насыпь на леднике, непонятно откуда там взяшуюся. Сделали две площадки под палатки и замечательно заночевали.

День 7ой

Где же солнце?Где же солнце?
На следующий день на небе мы не смогли найти даже признаков места положения солнца, всё было равномерно освещённое и серое... Подъём на перевал Сочи очень простой -сперва по ледничку, потом немножко по камушкам. На спуске скальнокаменистый участок - пришлось повесить две верёвки, дальше ещё 100 метров глисируем по движущейся мелкой сыпухи. Склон очень камнеопасен, поэтому движемся по парам. Мы с Костей пошли первыми, спустив все крупные "чемоданы" и оставив за собой удобное для спуска "шоссе". Немного ледника и опять камни... сперва чемоданчики, потом комодки, шкафчики, шифонерчики и, наконец, домики. Как потом выяснилось позже не только у меня одного улетели палки в междукаменное пространство, той же участи постигли Шварц и Костя. Костик еле вылез из дыры, из которой выручал палочки, поскольку поленился снять рюкзак, а мне пришлось почувствовать себя спелиологом, что б достать "удлинители второй пары конечностей". Очень задумчивый спуск, как сказал Колян. На 200 метров спуска по этом камням пришлось затратить около 3 часов. Уже затемно спустилисись к реке Кони-Айры и и упали почти на первое удобное место, хотя Чупа ещё упрыгал по камушкам в надежде найти более пристойное место, но так и вернулся ни с чем. Весь вечер перемигивались тиками с группой, ночевавшей неподалёку в лесочке, до которого нам и времени не хватило дойти, да и не надо было. По реке нам следовало немного подняться повыше и выходить на ледник Капчальский.

День 8ой

Утром та самая группа решила перебродить речку недалеко от нашего места ночёвки стеночкой... Все семь человек - а это были два мужика и пять подростков - полностью искупались. Потом стали натягивать верёвку на переправу, тогда мы подумали а не воспользоваться ли халявой и перейти на другой берег по их верёвки. В итоге решили всё ж остаться на своём берегу и наверное не ошиблись. Перешли мы реку на 100 метров выше по камушкам. Почти сразу оказались на ледничке. Затянутый и утомительные подъём на перевал по леднику прикрытым снежком, на спуск не пошли... и поздновато было да и не хотелось. ПОставили две палатки тамбурами друг другу и натянули сверху тент. Начался снег, дождь, град... в общем непойми что... хорошо что не пошли на спуск. Приготовили ужин в общем тамбуре и легли спать, молясь что б завтра вся эта погодная стихия закончилась. Перевал Зап. Капчальский (на подъём)
Перевал Зап. Капчальский (на подъём)

День 9ый

ТурбинаТурбина
Перевал Зап. Капчальский (на спуск)Перевал Зап. Капчальский (на спуск)
Перевал Западный Капчальский с южной стороны - это скалы и камни, которые как-будто врезаются в ледник северного склона. Перед нами предстала нереальная картина. Снизу вверх по южной стороне перевала с бешеной скорость проносились облака, у острой камнной кромки перевала они отрывались и устремлялись дальше. Было такое ощущение, что попади ты в такой поток, тебя мигом забросит повыше. На радость всем прогнозам пришлось повесить только две верёвки в начале, дальше можно было спуститься по каменной сыпушке. Но и эти две верёвки оказались не сладкими. На сдёргивание остались Колян и Шварц, как они потом рассказывали - они сперва долго не могл сдёрнуть первую верёвку, потом как-то всё ж удалось это сделать, а на второй верёвки пришлось полтора раза слазить вверх, то есть сперва один раз полностью и потом ещё на полверёвки. Пока они всё это делали, начался снег, и если мы спускались по камням, то они уже спускались по хорошему снежку.

На спуке по описанию другой группы, имеющегося у нас, нас ждали "великолепные альпийские луга" и хорошая тропа. Но пока мы на леднике и у нас идёт плотный снег, видимость не больше 10 метров. Но пока Коля и Шварц сдергивали верёвки мы успели хорошо изучить ледник впереди и по памяти в связках пошли вперёд, наша память и интуиция руководителя не подвели. Дальше камни... а сверху снег, который начинает таять на нас, да и сам постепенно превращается в дождь.

Капчал с места стоянкиКапчал с места стоянки
И вот он Капчал, который оказывается надо ещё и как-то перейти. Река является разделителем каменной морены, от куда мы пришли и "альпийских лугов". Видим что Костя немного поднялся наверх и оказался на противоположном берегу, ещё не понятно как он там перешёл. Поднявшись, понимаем, брод... а сверху на нас тоже падает вода. Наш брод Костик наблюдал сверху очень грустно, как выяснилось вечером, он искупался в Капчале полностью с рюкзаком.

Поскольку третий день подряд продолжал идти дождь, то "великолепные альпийские луга" превратились в заливные альпийские луга. Дождь временами усиливался, временами притихал... все сырые насквозь мы шли поэтим лугам, потом по долине реки по тропе долго и почти без остановок. Поскольку хотьба осталась единственным способом согреться, рюкзаки старались не снимать, дабы одевать его мокрым на мокрую холодную одежду весьма неприятно. Никакого обеда не делали и где-то около 5 часов вечера дошли до места слияния Капчала и Катуни.

По описанию там были хорошие стоянки. И вправду редкий сосняк присутствовал - дрова набрали, натянули тент, развели хороший костёр. Я насобирал моховичков. Устроили пир из трёх блюд и двух канов чая. Что смогли подсушили, в который раз выпили за хорошую погоду, и с надеждой, что она будет именно завтра пошли по палаткам. Шварц именно в тот вечер сказал, что если завтра будет хотя бы два часа солнца на обед ставлю ящик пива.

День 10ый

Утром небо растянуло, бегали тучки и иногда выглядывало солнышко. Такая погода не могла не настраивать нас на оптимистичный лад. Вверх по Катуни шла хорошая тропа - в смысле её хорошо было видно и через заросни никакие не надо было продираться - но сама по себе тропа была ужасная. Может из-за несколько дневного дождя под ногами было болото и грязь. К тому моменту в правом моём ботинке разрослась дыра и влага моментально попадала в него. Тропа шла в направлении Белухи по левому берегу Капчала, нам же надо было на правый. Бродилась Катунь в месте разлива на несколько рукавов. Вода обжигающе холодная, зато потом ноги согреваются. Солнышко периодически то появлялось, то скрвалось за проплывающими белыми тучками.

Мы изменили маршрут, точнее упростили его немного, посольку из-за непогоды уже было отставание по времени от плана. Не пошли мы перевал Семи (2А), и даже не пошли Динамо (1А), а попёрлись на перевал Верхнее Седло (н/к). Его видно было прямо с Катуни, травянистый скон и ничего больше. Но к сожалению картинка снизу не позволяла оцениить угол наклона склона. Оказавшись на середине склона мордой у травы, приходили в голову мысли, а туда ли мы идём. Как такое может называться н/к? Я бы вытащил ледоруб из рюкзака, если б смог. Сжав очко на минус я полз вверх, целяясь за кустики одной рукой, а другой подстраховываясь палочками.

Исток реки Катунь Перевал Верхнее Седло Мы на перевале Верхнее Седло
Исток реки Катунь Перевал Верхнее Седло (н/к) Мы на перевале Верхнее Седло

Мобилизовав всё своё внимание и силу закорабкались на перевал, а там говна!!! "Лошадиные говна! Какого хрена?!?!?" - был главный вопрос у всей группы. Оказалось перевал лёгкий на другую сторону и его ходят радиально, поднимаясь на лошадях с долины реки Белая Берель. Заобедали на каком-то невообразимо красивом проточном озерце, жаль не сфотографировал почему-то. На тропе напоролись на черничник, и только когла полностью его оборвали продолжили путь. Надо стазать что там от куда мы шли было сонышко и гуляли небольшие белые тучки, а туда куда шли висели сплошные чёрные и шёл дождь - это немного напрягало нас. По тропе, спускающейся по достточно крутому травянистому склону, дошли до основной долины реки, где сразу же встрели людей - Алмаатинскоавстрийскую группу - в общем этих людей за деньги вели на Белуху. Мы устремились вперёд, поскольку хотели пройти ещё 12 километров вверх по этой долине, оствив всех этих людей далеко позади. К вечеру мы смогли дойти только до водопада Кок-Кольского - очень красивое зрелище: вода падает с высоты 80 метров.

В общем разбили лагерь недалеко от моста через реку Б. Кок-Коль. И тут резко похолодало... и начался снег! Снег в зоне леса летом! Ночью я опять замёрз. Вообще за поход я только один раз нормально поспал, без замерзаний.

Мы долго думали и не могли решить, что нам лучше идти завтра: перевал Цирк или Коккольский.

День 11ый

Утром было решено идти Цирк, потому что подход к нему был очевидно ближе и проще. В этот день солнышко радовало нас не всегда как хотелось бы. Когда оно выходило сразу становилось тепло, как кака-нибудь тучка накрывало его становилось холодно. Костик был очень расстроен, когда увидел, что М. Кок-Коль придётся бродить - он уже никак не расчитывал на брод, считая что мы уже почти в зоне ледников.

Расстроенный Костя Тёплое озеро Ледник Мал. Берельский
Проскочили мимо "Тёплое озеро", что следовало из указателей утыканных на тропе. Теплоту этого озера так и не довелось оценить. Влезли в лоб на гребень, где шла хорошая тропа в сторону ледника Малый Берельский. Усилился ветер, хорошо что не было осадков, и без этого было холодно. Уже в зоне каменной морены, на подходах к леднику, нашли небольшую лужицу, где и остановились пообедать. Достали одну палатку, забрались все в неё, посередине поставили кан на горелку. Пообедав, так не хотелось выбираться опять на этот обжигающий холодный ветер. Ещё непонятно что нас ждало там... на леднике наверху.

Обед - это святое Наша цель - перевал Цирк Идти по колиным ступеням легче
На счастье ветер там был потише и припорошенные снегом каменные склоны. Из далека подъём на наш перевал смотрелся устращающе, хотя это была самая простая "дырка" во всей каменной стене окружающей нас. Подойдя поближе, подъём уже показался не таким уж и страшным. Колян пошёл первым, пробивая ступени в каменистой земле находящейся между крупными камнями и скалами. Аккуратненько, пристраховаваясь палочками и неспеша мы поднялись на перевал. Время было около 6ти вечера и мы решили спуск всё же оствать на завтрашнее утро. Вырубили в снегу большого снежного карниза место сразу под две палатки, что б поставить их вместе как на Капчальском. Поставили, залезли и пошёл снег, нас буквально стало заваливать им. "Как бы не пришлось утром откапыться утром" - с этими мыслями мы засыпали.

День 12ый

Утром пока не было солнце на улице был минус, но как только оно появилось сразу потеплело, а с перевала открылись сюрриалистичные пейзажи.

Вот такое хреновое лето Сюрриалистичный пейзаж Нам туда
В 10 часов мы повесили первую верёвку и начали спуск. Трёх предполагаемых верёвок на спуск оказалось не достточно, придётся повесить ещё четвёртую... и пятую... Не... наверно придётся повесить ещё две верёвки, а где две там и три. В работе находились все три верёвки, по двум спускались, третьей сдёргивали. На седьмой верёвке произошло небольшое ЧП, слвава богу хорошо закончившееся. Лёша сделал станцию, повесил петлю, на которую закрепил верёвку на спуск и пошёл первым, дал нагрузку в неправильную сторону и через два метра его пути с камня слетает петля и Лёша падает три метра по снегу. Хорошо, что на этом участке было достаточно полого и далеко он не мог здесь улететь. Остальные две верёвки находятся на сдёргивании выше и ещё не пришли, как его вытащить. Из всего что было - прусиков, верёвочек сделали вязь, достающую до Лёши. Он привязал к ней конец сорвавшейся верёвки, и мы закрепили его получше.

Первым идёт руководитель Лёша не отстаёт Шварц на сдёргивании
В итоге перевал Цирк потребовал от нас повесить на спуск 10 верёвок, из них 8 на каменисто-скальном участке и 2 на леднике. Причём последняя 10ая проходила через бергшнурд, где уже Шварц спускаясь последним устроил систему самосдергивания другим концом верёвки по которой спускался, ну и доехав до середины сдёрнул сам себя, правда он уже проехал берг и упал на снежный мостик. Спуск с перевала Цирк у нашей очень бодрой и опытной группы соствил 8 часов. Какая-то странная это 2А... есть все основания считать этот перевал 2Б.

Вечерняя тропёжка Подъём по леднику Левый Куркуре от перевала Цирк очень простой - все трещины на его конце хорошо обходятся. Всё было б хорошо и просто, если б не полметра снега выпавшего за посление два дня. У нас началась тропёжка, с поперенным тропящем мы шли со скоростью 600-800 м/ч. В 9 чечера встрали на леднике на ночь, сделали в снегу ровные места для палаток, поставив их уже привычным для нас способом - тамбурами вместе. Надо было подумывать о возможных других вариантах, посокльку с такой трапёжкой мы далеко не убежим. Коля высказал надежду, что с другой стороны перевала Турист - на леднике МенСу выпала меньше снега. Наивно было бы такое предполагать! "Единственная надежда" - всказал я - "это на то, что навстречу нам пойдёт группа". Вероятность чего, сами понимаете, ничтожна в таких жопенях.
Вечерняя тропёжка

День 13ый

Утро было ясным и солнечным, ни одной тучке на небе. У Шварца не оказалось очков, и ему пришлось навещивать на глаза марлю, дабы хоть как-то спастись от на раз палящего глаза света. Тропёжка продолжилась... мы шли и споминали лыжные походы, как же нам сейчас не хватало этих самых лыж. Через два часа мы увидили спускающего с нашего перевала группу. Моё пророчество исполнилось, мы топтали тропу им они с той стороны оставили нам хорошу тропу! Коля ещё надеялся что они дождутся нас у бергшнурда и мы поднимемся по их верёвке наверх. Но нихрена подобного, эти сволочи сдёрнули свою верёвку и пошли нам на встречу.

На встречных курсах Костя покоряет Туристов Построение на перевале
Группа из Томска, шли тоже 3ку и собирались идти перевал Цирк в противоположном нашему направлении. Мы дали совет даже и не пытаться пройти эту "2А" с севера на юг, а подумать о других вариантах. Интересно как они в результате пошли. Первое что мы у них спросили, а много ли снега на Мен-СУ и о чудо!!! Там выпало всего 10 сантиметров! Сбылось и пророчество Чупы. Поднявшись сперва в кошках в связказ по 2 по леднику прикрытому приличным слоем снега до начала скал, а потом по перильной верёвки, повешенной Лёшей без рюкзака, вверх на перевал. Светило солнце, впереди была хорошая тропа по неглубокому снегу с видом на Белуху - было великолепное настроение и мы решили попить чайку и перекусить прямо на перевале.

Кстати про Белуху... Наш маршрут был продолжен таким образом, что мы должны были видеть эту красавицу весь поход и причём со всех сторон, но увидели только на 12 день пути.

Глисиируя по снегу вниз мы наткнулись ещё на одну группу из Севастополя, собирающуюся на перевал 50 лет КПСС (2Б). Немного пообщавшись и обменявшись полезной информацией мы двинулись дальше. В планах было подойти под последний в этом походе серьёзный перевал - перевал Титова (2А). Вышли на сильно изрезанный огромными трещинами ледник под ледопадом, спускающего с перевала Делоне. Дальше немного по пологим баранним лбам поднялись дошли до некрутого ледника (град 20), одели кошечки и добежали до стояннок на камееной морене слева по ходу подъёма.

Показалась Белуха В мире льда Маневрируя между трещинами

День 14ый

Тропа на перевал ТитоваТропа на перевал Титова
Циклон по-видимому прошёл и погода дальше была только солнечная. На леднике были видны следы по-крайней мере трёх групп с разных напрвлений, в том числе и на наш перевал Титова. Подошли под предперевальный ледник, связались по двое. Колян пошёл первым закручивать ледобуры, Костя последним выкручивал. На передний зубьях кошек и клюве ледоруба совершили подъём с попеременной страховкой через петли ледобурных станций. В итоге на подъёме накрутили 5 ледобуров. Перевал Титова - это узкая щель в скальной гряде. По одному описанию следовало, что на перевале могут находиться одновременно только 2 человека, по другому что 8, но штабелями, в общем есть там место для нормального безопастного пребывания одновременно 4м человекам.

Первая связка Чуприков сразу повесили свою верёвку на спуск, там где-то 10 метров, по которым хочестся спуститься по верёвке. Дальше камни, камни, камни... в самом конце камни с садовые домики и сараи, нетревиально обходимые только спрва по ходу спуска. От сюда уже вижны палатки на томских ночёвках. И куча народу шастающего по леднику. На перевал Делоне - начало подъёма на Белуху - проложена просто дорога, кто-то идёт вверх, кто-то уже спускается вниз. От бергшнурда разрезающего подъём катается сноубордист. В общем, мы уже почувствовали, что попали в цивилизацию.

Аккемские стена и ледник Групповое фото Мост через Аккем
Заобедали у томских ночёвок и попрыгали вслед за бодрой группой молодых альпинистов вниз по тропе к Акемскому озеру. Тут был пожалуй последний непрятный момент в нашем походе. У всей группы, кроме Кости, забурчали животы, у Насти заболел живот сильнее всех, наши желудки всё же более прожённые - может это сказалось. В общем, Чуприки решили немного отсидется на тропе, а нам была команда бежать к озеру и ставить лагерь. Так мы и сделали. Побежали... И у меня тут произошёл самый стрёмный менент за весь поход. Мы сбились с нормальной тропы и я чуть не угодил прямо под ледник в начинающуюся реку Акем. Ноги не удержались при траверсе по плотной земле, палки не остановили и я поехал. Через 5 метров я всё ж за что-то зацепился, а потом Костя помог выбраться наверх. В 9 вечера мы пришли к озеру. Поставили полатку, другая осталась у Николая. Темнело и надежды увидеть Колю и Настю таяли на глазах. Какого было счастье, когда я увидил две приближающиеся знакомые фигуры.

На следующий день план был, как можно ближе подойти к Тюнгуру.

День 15ый

Кафе Кафе "За мостом"
Мы неслись со скоростью 4 км/ч по лесной тропе, под ногами сверкали камни и корни. К 18 часам мы вышли к "трём берёзам", от куда уже начиналась тракторная дорога. От куда ходили до Тюнгура лошали, ездили трактора и ГАЗ-66. Но ничего из вышеперечисленного нас конечно не ждало у "трёх берёз", в километре-двух располанается кафе "за мостом", куда мы и напрвили свои и тела, дабы заполнять изголодавшиеся желудки. Тут-то и появилась приятная новость, что скоро сюда приедет машина и повезёт уже давно ожидающий её народ в Тюнгур. Мы в писались в эту машину и начали спокойно пожирать всё что было в кафешке.

Тут запомнился Шварц со своей фразой, когда ему ложили два кусочка тортика. Засунув голову в раздаточное окно он произнёс "Вы уж и крошечки не забудьте положить. Вы уж меня не обделяйте, не обделяейте!" Все прото выпали.

Темнело, а машины не было. Назначили контрольное время - 21:00. Если до этого времени машины не будет пойдём ставить палатки. И... О чудо!!! Машина!!! 23 человека и столько же рюкзаков влезли в кузов ГАЗ-66 и по ночной горной дороге отправились в Тюнгур. Надо сказать что дорога проходит чере перевал Кузуяк (н/к), гдек всей мужской половине пришлось высаживаться и проходить его пешком. Там мы ночью преодалели последний перевал нашего похода. В 12 ночи мы уже были на турбазе "Белый Кречет", где нас ждала уже группа Макса Михисора и уже договорилась на счёт баньки для нас. Вот собственно и всё.

Дорога домой

Дальше 9 часов на газели до Бийска, ночь в поезде Бийск-Новосибирск и три дня в поезде Владивосток-Москва.
"Бийск-Новосибирск" купе № 1
"Бийск-Новосибирск" купе № 2

Отчёт составил и оформил С. Барабанов homa@faki.ru.
Сайт Горной Секции МФТИ: takeoff.mipt.ru.