ОТЧЕТ
о горном туристском походе
первой категории сложности по Центральному Кавказу (р-он Чегем)
совершенном группой туристов из Горной секции МФТИ города Долгопрудный
в период с 1 по 9 мая 2014 года.
Маршрутная книжка № 15/2014
Руководитель группы Новоселов А.С.
тел. 915-37-84-826, diver841@gmail.com
МКК _________________________________________________________ рассмотрела отчёт и приняла решение зачесть поход всем участникам и руководителю ____ категорией сложности
Город Долгопрудный 2014 г.
Горная Секция МФТИ,
г. Долгопрудный Московской области.
Центральный Кавказ, Чегемский район
Вид туризма – Горный
Категория сложности похода – Первая
Протяженность активной части 67 км , с учетом коэфф. 1,2 – 80 км.
Продолжительность общая - 11 дней
Ходовых дней - 8
Сроки проведения 29.05.2014-11.05.2014
Общий набор высоты на маршруте - 3300 м
Максимальная высота – 3740 м
Маршрутная книжка 15/2014 выдана МКК РОО ФСТ Московской обл.
Маршрут планируемый
Пос. Верхний Чегем - т/б Чегем – пер. Нарзанный(1А, 3150 м) – приток р. Башиль-Аузусу – т/б Башиль - -д. р. Дайлынсу – пер. Турист(н/к, 2680 м) – д.р. Сарынсу –– пер. Джилги(1А, 3580 ос) – рад. пер. Джилги вост. (1А, 3600, ос )- в. Кестанты-тау(1А, 3770, рад)– пер. Сарын(1А, 3300 м) – д.р. Кестанты – пос. Былым
Маршрут пройденный: Пос. Верхний Чегем - т/б Чегем – пер. Нарзанный( 1А, 3150 м) – приток р. Башиль-Аузусу – т/б Башиль - -д. р. Дайлыксу – пер. Турист(н/к, 2680 м) – д.р. Сарынсу –– пер. Джилги(1А, 3580 ос)–– в. Кестанты-тау(1А, 3770, рад)– пер. Сарын(1А, 3300 м) – д.р. Кестанты – пос. Былым
5. Определяющие препятствия маршрута
Вид препятствия |
Название |
Категория трудности |
Высота |
Характеристика препятствия |
Путь прохождения |
Перевал |
Нарзанный |
н/к(1А) |
3150 |
Снежно-травянисто-осыпной с обоих сторон |
В-З |
Перевал |
Турист |
н/к |
2680 |
Травянистый до 20 º |
З-В |
Перевал |
Джилги |
1А |
3580 |
Снежно-осыпной 20-30 º |
Траверс З-В |
Вершина |
Кестанты-Тау |
1А |
3770 |
Снежный, снежно-осыпной 30-40 º |
В-З |
Перевал |
Сарын |
1А |
3300 |
Снежно-осыпной, снежный до 30 º |
С-Ю |
6. Сведения об участниках. Контактный e-mail руководителя – diver841@gmail.com .
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Опыт |
Новоселов |
Андрей |
Сергеевич |
21.05.1990 |
3ГУ(Ц. Кавказ, Чегем), 3ГУ(Киргизия, Терскей-Алатау), 1ЛУ(Сев. Урал), 1ЛУ(Лапландия), 2ГУ(Таджикистан, Фаны), 1ГУ(Ц.Кавказ, Чегем), 1ГУ(З. Кавказ, Архыз) |
Бочкарев |
Егор |
Игоревич |
03,08,1992 |
1ГУ(З.Кавказ, Архыз), 1ЛУ(Хибины, с пер. 1А), 1ПУ |
Шатохин |
Алексей |
Николаевич |
10.12.1992 |
1ЛУ(Лапландия), н/к с эл. 2(кавказ, до 5300), 1ПУ(Крым), 1ПУ(кавказ),высотный опыт ночёвки - 4100, |
Шатохина |
Кира |
Николаевна |
8.6.1991 |
неофиц: 1 ПУ(Соловки), 2x1ПУ(Крым), 1ПУ(Кавказ), 1ЛУ( Карпаты), 1ВУ(Киржач), офиц: 1ЛУ(Лапландия) |
Лопаницына |
Наталия |
Юрьевна |
9.13.1994 |
Алтай, Подъем на Гору Тура (около 1200 м) - двухдневный выход
|
Орехов |
Никита |
Дмитриевич |
7.6.1991 |
1ЛУ по Северному Уралу на Конжаковский камень. Категорийные препятствия пройденные в походе: г. Серебрянский камень(1А, 1305 м), пер. Конжаковский (1А ,1230), г. Конжаковский камень(1А, 1570), г. Казанский камень(1А, 1200). |
Былинкин |
Андрей |
Николаевич |
12.13.1994 |
н/к (Киргизия, Высокогорная долина Кок-Жайык(Долина цветов) 2000 м)
|
Большая часть маршрута проходила по погранзоне. Пропуска в погранзону оформляли по электронной почте, с недавнего времени стала доступна такая услуга. Оформили примерно за 10 дней. Необходимо обратить внимание, что пропуска можно отправить на погранзаставу. В нашем случае на р. Чегем, из управления в Нальчике пропуска забрать было нельзя в связи с нерабочими днями 1-4го мая. Если в группе есть не граждане России, то оформлять пропуска следует за два месяца до начала маршрута. Кроме того, часть маршрута проходила по территории Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника, где действует пропускной режим. Пропуска не оформляли в связи с малой продолжительностью пребывания в заповеднике (менее 10 часов).
Для заброски от Нальчика до Булунгу наняли “Газель” на автовокзале. Также есть рейсовые автобусы из Нальчика до Булунгу каждый день в 16:30. За 3-4 тысячи рублей легко можно доехать. Из пос. Булунгу до Нальчика добирались на машине водителя из пос. Булунгу. Телефон водителя: 8 928 084 44 83
Район нашего похода находится под присмотром Нальчикской ПСС.
Г. Нальчик, ул. Чернозерского д.15
Лавров А.Н.
8-6622-49-32-84
8-6622-49-32-44
Сообщали о выходе на маршрут лично в ПСС.
Основной идеей похода являлось пройти насыщенный и сложный майский поход первой категории сложности в красивом районе Центрального Кавказа. Также ставились и другие цели: дополнить описания перевалов в межсезонное время, оценить их проходимость. Подготовить участников к походам вплоть до третьей категорий сложности. Подготовить одного из участников к руководству походом 1й категории сложности. Получить высотный опыт перед летними походами. Также предполагалось посетить станцию Мир на Эльбрусе, в связи с чем финиш похода планировался либо в Тырнаузе, либо в пос. Былым.
В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам:
В связи с плохими погодными условиями было решено отказаться от радиальных выходов до перевалов Джилги Восточный и Кумтюбе .
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Км |
Набор высоты |
01.май |
1 |
Верх. Чегем - погранзастава в д.р. Чегем |
3 |
+100 |
02.май |
2 |
д.р. Чегем - слияние рек Чегем и Башиль –Аузусу – д.р. Чегем |
11 |
+540 |
03.май |
3 |
т/б Чегем (2180) – пер. Нарзанный(1А, 3200)- ночевка на 2400 |
11 |
+970; - 730 |
04.май |
4 |
т/б Башиль(2100) –д.р. Джайлыксу - Пер. Турист(н/к, 2500) |
6 |
- 300; +575 |
05.май |
5 |
д.р. Сарынсу – пер. Джилги(1А, 3600 м) |
6 |
+825 |
06.май |
6 |
в. Кестанты-Тау(1А, 3770) - пер. Сарын(1А, 3300 м) – д.р. Кестанты |
6 |
+150; - 960 |
07.май |
7 |
д.р. Кестанты |
4 |
- 330 |
08.май |
8 |
д.р. Кестанты |
6 |
-400 |
09.май |
9 |
д.р. Кестанты– пос. Былым |
13 |
- 1100 |
IV. Техническое описание маршрута.
Рекомендации по прохождению перевалов приводятся в разделе итоги.
01.05.14. День 1. Заброска. Ночевка у погранзаставы.
Километраж 200 м
перепад высот 0 м
ЧХВ 20 минут
Метеоусловия: Ясно.
Необходимо небольшое введение. Двое участников добирались до Нальчика автостопом в связи с опозданием на поезд. В пути у них сломалась машина, в результате чего они прибыли в Нальчик только к 16:00. Из Москвы начинали движение в десять часов вечера. Из Нальчика выехали полным составом в 16:30. В 19-00 прибыли к погранзаставе в д. р. Чегем. Начальник поста встретил нашу группу с недоверием: около часа он выяснял кто мы такие, почему такие молодые, зачем идем, достаточно ли имеем средств чтобы выжить в горах, проверял наш опыт. В общем провел инспектирование по полной программе. На последок сообщил, что на следующий день вечером передано штормовое предупреждение и посоветовал ночевать у моста на полянке.
Дополнительно вечером он приехать проверить наши слова на деле - осмотрел наше снаряжение и удовлетворенно пожелал нам удачи на маршруте.
02.05.14. День 2. Турбаза Чегем. Разведка подъема на перевал Нарзанный.
Километраж 11 км
перепад высот 1640 -> 2180
ЧХВ 135 минут
Метеоусловия: Ясно.
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Мост у Погранзаставы – развилка рек |
Дорога грунт |
105 |
Развилка рек – турбаза Чегем |
Дорога грунт |
110 |
Общий подъем 07:00. Выход группы в 08:40. От погранзаставы до турбазы Чегем ведет хорошая автомобильная дорога. В некоторых местах в мае на ней лежат камни и снег, и могут представлять препятствия для проезда машин. Для пешеходов дорога очень удобная, можно идти с большой скоростью. Ровные места для ночевок есть на развилке рек(воду придется брать из реки) и на выполаживании на расстоянии часа от турбазы Чегем(до ручья с питьевой водой 5-7 минут движения).
От моста у погранзаставы до развилки рек около 60 минут ЧХВ.
От развилки рек до т/б Чегем около часа ЧХВ.
Около 12 часов дня погода начинает ухудшаться, появляется ветер и мелкий дождь, иногда мелкий мокрый снег. Решаем встать на обед на турбазе, как самом укрытом и спокойном месте. Отправляем трех человек на разведку воды на подъеме на перевал и подходящих мест под ночевки. Как оказалось, ручей стекающий с перевала пересох и подходящих мест под ночевки, укрытых от ветра на расстоянии двух переходов не нашлось. В связи с предупреждением пограничника о плохой погоде сегодня вечером, решаем встать на ночевку в укрытом месте на берегу реки напротив турбазы и дать отдохнуть ребятам, которые ехали автостопом(не спали всю предыдущую ночь).
03.05.14. День 3. Подъем на перевал Нарзанный.
Километраж 11 км
перепад высот 2180 - 3133 - 2400
ЧХВ 405 минут
Метеоусловия: Утром туман. Видимость до 400-500 метров. Днем - ясно. Вечером спустился туман и начался мелкий дождь.
Сняли записку группы из МГСУ группы Комарова П.Ф, участвующей в маршруте 3 к.с.
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Река Гара-Аузусу – первое подходящее место для ночевки |
Травяной склон до 35, заросшая осыпь, снежно-травяной склон |
135 |
Река Гара-Аузусу – пер. Нарзанный |
См. описание. |
280 |
Пер. Нарзанный - Глетчер |
Снежный склон 10-20 град |
30 |
Прохождение глетчера |
Крупная осыпь, засыпанная снегом |
95 |
Глетчер – место ночевки Пастухов(поляна на границе леса) |
тропа |
30 |
Всю ночь шел дождь с сильным ветром, поэтому перенесли подъем с 04:00 на 06:00. Подъем общий, выход в 07:44. Подъем на перевал осуществлялся с восточной стороны, где стоит турбаза Чегем.
В начале подъема на перевал идет травянистый склон. По нему на северной стороне идет тропа вплоть до начала осыпного рельефа. На расстоянии двух часов ЧХВ от реки можно встать на ночевки на камнях (выглядит как первое выполаживание), места не сильно защищены от ветра, но вода есть, разровнять площадки возможность тоже есть.
Далее начинается каменистый рельеф из средней и крупной осыпи засыпанной снегом. Во впадинах глубина снега достигала 50 см, на возвышениях снег почти отсутствовал. Везде по ходу движения на перевал была возможность идти по части склона с небольшим слоем снега. Необходимо отметить лавиноопастность южных склонов, лавины оттуда вполне могут достигнуть центральной части. Поэтому следует придерживаться северной стороны. На ней же осыпь мельче, не затрудняет передвижение. Последний участок пути шли траверсом по снежно-осыпному(мелкая осыпь) склону крутизной до 20 градусов, частично заросшему травой.
Перед перевалом встали на обед. Двое человек ушло на разведку снега и возможных путей спуска. Выяснилось, что снег довольно крепкий, вполне пригодный для легкого спуска. Движение возможно по центральной части, вдали от лавиноопасных склонов.
Спуск с перевала начат в 15:30. Спуск происходил по снежно-каменистому пологому склону до каменного глетчера. Размер камней крупный и в случае не смерзшегося снега, в виде порошка, движение представляет большую трудность и некоторую опасность в связи с возможностью провалиться между камней. Далее движение происходило по камням и снегу вдоль восточного края глетчера. На северо-восточном углу небольшой долины есть стоянка пастухов, удобная для ночевки. Там же можно найти дрова для костра. На ночевку встали к 19-00.
Фото 1. Седловина перевала Нарзанный.
Фото 2. Вид на восток с перевала Нарзанный. Обход снежных полей траверсом по склону до 20 град.
Фото 3. Вид на север с пер. Нарзанный. Восточный склон лавиноопасен. Слева выполаживание, с которого можно без труда спуститься к глетчеру.
Фото 4. Снежное поле перед пер. Нарзанный.
Фото 5. Вид на спуск с пер. Нарзанный.
04.05.14. День 4. Турбаза Башиль. Перевал Турист.
Километраж 6 км
перепад высот 2400 - 2100 - 2675
ЧХВ 290 минут
Метеоусловия: Ясно.
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Поляна – скальная стенка |
Тропа в лесу, склон до 30 град |
70 |
Скальный выступ – турбаза башиль – мосты через реку - водопады |
Дорога грунт, лесная тропа |
50 |
Водопады – подх. место для ночевки(кош) |
Лесная конная тропа, склон до 40 град |
60 |
Водопады – пер. Турист |
Травянистый склон 20 град |
170 |
Подъем 7:00. Выход 9:50.
По восточному краю долины идет тропа, она проходила выше на 50 метров нашей ночевки. Отличительный ее ориентир - несколько крупных камней на входе реки в каньон. Выше них проходит тропа.
Далее по тропе спускаемся по склону( до 30 градусов) до каменного отвеса, где заранее было решено использовать для спуска веревку. Без рюкзака спуститься здесь можно, с рюкзаком спуск представляет опасность. В обратную сторону возможен подъем без наведения перил (описание есть в отчете Голубева В.М. май 2013 год)
На спуск затрачиваем 2 часа.
Далее продолжаем движение на восток по дороге до турбазы Башиль. Сразу находим мост(находится на западном краю базы). После моста стараемся найти тропу под 45 градусов к мосту и выходим к следующему мосту. Сразу после моста выходим на полянку и устраиваем обед на солнышке возле водопадов.
После обеда не найдя тропу по левому берегу, переходим на правый и идем по конной тропе. Местами серьезный уклон – до 40 ( В моем предыдущем походе (Волков 1 к.с. 2010г.) пограничники советовали именно эту тропу). По тропе доходим до моста через р. Джайлыксу. Тут есть вполне пригодные стоянки. По правому берегу течет ручей. Здесь принимаем решение переночевать на перевале. Поднимаемся по 20 градусному травянистому склону. Посередине есть выполаживание, с лужей для скота. Выходим на перевал к 20-00 вечера. Учимся строить ветрозащитную стенку из снега, ужинаем и укладываемся спать.
05.05.14. День 5. Долина Сарынсу. Подъем на перевал Джилги (1А, 3580)
Километраж 6 км
Перепад высот 2675 – 3590.
ЧХВ 280 минут
Метеоусловия: Ясно. Сильный ветер.
Нашли записку группы из МГУ, Записка вырвалась из рук и улетела :(
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Пер. Турист – соединение цирков перевалов Сарын и Джилги |
Тропа по травянистому склону до 20 град. |
130 |
Начало южного отрога в. Кестанты-тау – пер. Джилги |
Траверс снежно-осыпного склона до 30 град. |
156 |
Подъем 6:00, выход 8:20. От перевала Турист идем вдоль тропы по правому(орографически) берегу р. Сарынсу до входа в цирки перевалов Сарын и Джилги.
Здесь устраиваем обед, двое участников отправляются на ближайшую вершину осматривать окрестности. Принимается решение подняться по слегка заснеженному отрогу от в. Кестанты-тау и далее траверсом подняться на перевал Джилги, обойдя лавиноопасный цирк и минуя снежные поля.
Траверсируемый склон имел снежно-осыпной характер, мелкая и средняя осыпь. наклон до 30 градусов.
На сам перевал вышли к 16:00. Построили из снега ветрозащитные стенки.
Фото 5. Цирк перевалов Джилги и Сарын.
Фото 6. Вид с перевала Джилги.
06.05.14. День 6. Перевал Джилги. Вершина Кестанты-Тау. Перевал Сарын.
Километраж 5 км
Перепад высот 3590 – 3740 - 2700.
ЧХВ 245 минут
Метеоусловия: Метель Ночью и Утром. Днем облачно. Сильный ветер.
Нашли записку группы из МГСУ под рук. Семенова Павла, маршрут 1 к.с.
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Пер. Джилги – в. Кестанты-тау |
Снежный склон до 20 град. |
60 |
В. Кестанты-тау – пер. Сарын |
Снежно-осыпной склон до 20 град. |
90 |
Пер. Сарын – ночевка в километре от слияния рек |
Снежно-осыпной склон до 20 град, травянистый склон |
90 |
Пережидали метель в палатке до 11 дня. Потом видимость стала улучшаться, и дождавшись ее стабильности выходим в 12:30. По снежному склону до 20 град. поднимаемся к вершине Кестанты-Тау в 13:35. Там в течение часа осматриваем возможные пути спуска к перевалу и с перевала. Решаем спуститься по гребню на перевал Сарын. Держимся подальше от края, т.к. на самом гребне висели снежные карнизы.
На перевал вышли к 16:00. Устроили обед на перевале. Спуск с перевала осуществлялся по снежному отрогу с уклоном до 30 град. отходящему от перевала, позволяющему миновать все склоны, представляющие лавиноопастность. На нем также висят снежные карнизы. По пути много подходящих мест для ночевок. Встали в 20:00.
Фото 7. Вид на спуск с в. Кестанты-тау на пер. Сарын.
Фото 8. Вид на спуск с пер. Сарын (вид с вершины Кестанты-тау)
07.05.14. День 7. Долина реки Кестанты.
Километраж 4 км
Перепад высот 2700- 2400
ЧХВ 260 минут
Метеоусловия: Туман с прояснениями.
Участок пути |
Рельеф |
ЧХВ, мин |
Конец выполаживания (конец цирка перевала Сарын) – привал напротив г. Устур(на берегу речки из-под перевала Сакашиль) |
Тропа по травянистому склону до 20 град. |
90 |
Остальное ходовое время потрачено без результата на поиски тропы.
Подъем в 7:00. Выход в 9:00. Идем с начала по тропе, пока она не упирается в скалистый травянистый склон уклоном до 50 град. Здесь встаем на обед и пытаемся найти тропу. Находится два походящих варианта: один вдоль реки наверх, требуется подняться на 200 метров выше, другой вариант обходит отрог снизу вдоль реки Кестанты и поднимается обратно. Решаем пойти по нижней тропе. Выход в 17:00. К 18:00 спускается туман и тропа снова теряется. Принимается решение вернуться до ближайших ночевок и там встать на ночлег. В 19:25 встаем на ночевку.
08.05.14. День 8. Долина реки Кестанты.
Километраж 5.5 км
Перепад высот 2400 -2000
ЧХВ 300 минут
Метеоусловия: Ясно. Вечером спускается туман.
На проход каньона в целом потребовалось около 200 минут без полноценных привалов, включая время поиска бродов через р. Кестанты, участники отдыхали в очереди перед бродом или во время поиска брода. Затем начинаются лесные зоны у реки, где можно выйти выше от реки в случае ЧС. Там же на берегу реки можно переночевать и найти дрова для костра.
Подъем 7:00.Выход 9:30.
Решаем пройти проверенным способом вдоль реки Кестанты по ее каньону, воспользовавшись благоприятной погодой. Заодно поучиться бродить реку по двое - по трое.
Весь каньон прошли с 10:00 до 14:00. Встали на возвышении на обед.
К концу дня совершено около 30 бродов через р.Кестанты. В 18:30 в походящем лесочке на возвышении ставим лагерь, сушим вещи у костра.
09.05.14. День 9. Долина реки Кестанты.
Километраж 13 км
Перепад высот 2000 - 900
ЧХВ 270 минут
Метеоусловия: Ясно.
В целом – от входа в каньон до выхода на грунтовую дорогу затрачено 380 минут ЧХВ.
От конефермы до поселка Былым путь по дороге занял около трех часов ЧХВ.
Подъем 04:30. Выход 6:00.
В течении часа от места ночевки выходим на автомобильную дорогу и к конеферме. Далее по грунтовой дороге доходим до поселка Былым и на федеральной трассе ловим автомобиль. В результате находим газель с Водителем из Былыма (контакты см. в главе заброска). От Былыма до Нальчика время в дороге занимает час.
V Материальное оснащение группы.
Специальное снаряжение:
- основная веревка 9 мм 1шт. х 50 м.
- страховочные системы с блокировкой по одной на участника(7 шт)
- карабины по три на участника (21 шт)
- 8-ки, по одной на участника 7 шт.
- По два коротких репшнура на участника (14 шт.)
- ледобуры 2 шт.
- ледорубы по одному на участника (7шт)
- кошки по одному паре на участника (7шт)
- каски 7 шт.
- лопаты 2 шт.
Личное снаряжение(на человека):
- ботинки треккинговые 1 шт.
- треккинговые палки 1 пара
- очки защитные 1 шт.
- коврик пенополиуретановый 1 шт.
- штормовой костюм.
- рюкзак
- теплый спальник(Т.комфорта до -7 град)
- пуховка
- запасной комплект сухой одежды
- личная аптечка
Бивуачное снаряжение
- палатки Bask 4-х и 3-х мест.
- газовая горелка Camp4 3 шт.
- газовые баллоны Kovea 450 гр. 8 шт.
- кан 4 и 5 л
- пила цепочка
Меню каждого дня представляло собой 3-х разовое питание(завтрак, обед, ужин) + карманное питание.
Суммарно раскладка получилась 620 грамм на человека в день.
VI. Расходы.
Стоимость похода для каждого из участников составила около 8000 рублей. 4500 были потрачены на билеты туда-обратно на поезд Москва-Нальчик.
Заброска обошлась в 4000 рублей за группу. Выброска 3000. В принципе, если поторговаться, то можно договориться за меньшую цену.
VII. Итоги похода, выводы и рекомендации по совершенному путешествию.
Пройден маршрут 1й категории сложности. Цели похода частично были достигнуты, предполагаемый маршрут пройден весь, за исключением развлекательных радиальных выходов на перевалы Джилги Восточный и Кумтюбе. Погода в целом была хорошая, всегда появлялись окна видимости, позволявшие спланировать или продолжить дальнейшее движение, Однако при планировании похода в межсезонье не стоит рассчитывать не ее снисхождение. Погода менялась очень быстро и порою видимость падала до 100 метров, что может серьезно задерживать группу при отсутствии знакомства с местностью, наличия четкого маршрута или трека. Также в это время года высока вероятность попасть в метель.
Рекомендации.
Общие.
Вставать следует с рассветом или чуть позже, по возможности. Все свободное время, которое мы нагоняли, уходило из-за погоды. Необходимо иметь с собой кошки и ледорубы для каждого участника, из-за снегопада любой склон может потребовать их применения. Спускаться по снежно-осыпному склону гораздо легче, будучи в кошках.
Следует озаботиться о дополнительной ветрозащите для горелок, т.к. ветер присутствует постоянно и более низкая температура воздуха замедляют приготовление пищи.
Пер. Нарзанный.
При хорошей видимости очевидный путь движения является самым оптимальным. При плохой видимости с востока от перевала следует придерживаться северного склона, причем вблизи( в последний километр – выше 3000) от перевала логично идти по нему траверсом по верхней границе снежного склона на высоте 50-100 метров от понижения, где находится глубокий снег.
С северной стороны основную трудность представляет глетчер, засыпанный снегом. Движение по нему сильно затруднено из-за крупного размера камней. Обойти его можно только по лавиноопасным склонам, что следует делать только при благоприятной погоде(ранним утром, при наличии низкой температуры и отсутствии осадков). По обоим склонам видны были следы от сошедших лавин.
Из снаряжения следует с собой иметь лавинное снаряжение.
Пер. Джилги.
Выход на перевал возможен только траверсом по отрогу в. Кестанты. В остальных случаях придется идти по снежным полям, могущим иметь глубину по пояс, а также по лавиноопасным участкам. С северной стороны спуск не было видно, скорее всего он лавиноопасен и безопасно подняться с севера нет возможности.
Сложность перевала в межсезонье не повышается, ледовых участков не образуется.
На перевал Кумтюбе подняться иначе, чем через перевал Джилги возможности нет. Весь путь подъема лавиноопасен в виду большого наклона склона и движение по нему представляет высокий риск. Вблизи подъема на перевал имеется карниз на восточном склоне, который также может упасть на поднимающихся на перевал.
Из снаряжения следует с собой иметь лавинное снаряжение.
Перевал Сарын.
Сложность перевала в межсезонье не повышается, ледовых участков не образуется. Подходы к перевалу по слабоснежным склонам возможны с обоих сторон, при движении с юга следует придерживаться восточной стороны. Северный склон перевала с классическим путем подъема лавиноопасен, на перевал следует подниматься по малоснежному западному отрогу с небольшим углом наклона. Необходимо иметь ввиду, что на самом отроге висят снежные карнизы с западной стороны. При большом количестве снега и наличии фирна, для подъема с севера могут понадобиться кошки в виду высокой крутизны – до 30-35 градусов. Т.е. В зимнее время категория перевала может возрастать до 1Б для идущих с севера. Из снаряжения следует с собой иметь лавинное снаряжение, снегоступы, кошки и ледорубы.
Фото 8. Пер. Нарзанный
Фото 9. Пер. Турист
Фото 10. Пер. Джилги
Фото 11. Пер. Сарын.